понедельник, 15 ноября 2010 г.

Фильм Волчок

Меня серьёзно зацепила детская тема, вернее, тема недолюбленных детей... И я вдруг  вспомнила, что совсем недавно видела фильм как раз об этом. В программе А. Гордона "Закрытый показ". Очень не люблю Гордона за тенденциозность и напыщенность, но  его передача сама по себе интересна: во-первых, потому что в ней действительно можно увидеть современное российское, авторское, актуальное кино, а, во-вторых - часто это бывает увлекательнее самого фильма - послепросмотровым обсуждением. Вот фильмы, которые демонстрировались в "Закрытом показе" и особенно мне запомнились: "Простые вещи" Попогребского, документальный фильм "Девственность" Манского, "Все умрут, а я останусь" Германики и, собственно, "Волчок" молодого режиссёра Василия Сигарева.

Начала я смотреть Волчок со скептической ухмылочкой, но потом, неожиданно для себя, втянулась и нарастающее напряжение не отпускало уже до конца фильма. Если в двух словах, то фильм о любви, любви дочери к матери, детской любви, безусловной и стойкой, исключительной любви. Волчок жесток, натуралистичен (даже слишком, как считают некоторые критики, а, на мой взгляд, в жизни всё гораздо страшнее и беспросветнее). Герои изъясняются языком недочеловеков (примитивные речевые конструкции плюс мат). Действие происходит в провинциальном посёлке без названия, кстати, у главных героев тоже нет имён, просто Мать, Дочь, Тётка, Бабушка, имена есть только у многочисленных ухажёров матери, но, впрочем, не стану забегать вперёд...
Меня просто поразили актёрские работы, в особенности, работа Яны Трояновой, игравшей мать. Она, прямо-таки, воплотила "цельный национальный женский тип", как удачно, на мой взгляд, выразился критик Вадим Зельбин. Девочка (Полина Плучек) тоже потрясающе справилась с непростой ролью недотыкомки, волчонка со взглядом исподлобья. Понравился сценарий: бессмысленные диалоги манкуртов. Они такие настоящие! Я слышу эту речь каждый день на улице. И - неподражаемая работа оператора Алексея Арсентьева. Вообще, Сигарев, на мой взгляд, очень грамотно выстроил весь видеоряд, он получился эстетским (за что режиссёр был нещадно критикуем на Показе) и как будто слишком красивым для той истории, о которой шла речь в фильме. Но это вполне оправданно, ведь рассказ вёлся от лица маленькой девочки, а воспоминания детства ярче, насыщеннее и концентрированнее.

  ...У провинциальной рыжей оторвы практически в сугробе рождается дочь, перед этим оторва успела пару раз тыркнуть ножом в своего любовника, за что и загремела в тюрьму на семь лет. Девочка в ожидании матери живёт с бабушкой. Наконец, та возвращается, но не одна, а с дядей Колей, которого подцепила в поезде. Его она представила своей матери и дочери как будушего зятя и отца для девочки. Увы-увы, её матримониальным планам не суждено сбыться: очухавшись после нескольких дней беспробудного пьянства, дядя Коля начинает дурным голосом кричать: "Деньги где, б...?!"; получает по башке трёхлитровой банкой с молоком, и его выносят вперёд ногами... Живым, впрочем. Хороша завязочка, а? Забыла сказать: до застолья и пробуждения дяди Коли, мать дарит девочке игрушку - волчка (юлу). Потом были и другие подарки: сгущёнка, гематоген, ёжик (живой, а затем убитый девочкой), но волчок... волчок - это ключ к пониманию происходящего на экране.

А девочка, увидев, впервые в жизни, яркую (рыжую, как мы помним), весёлую, пахнущую вагоном-рестораном мать, начинает любить её изо всех сил. И любит так в течение всего фильма. Дочь крутится вокруг матери, теперь она не может представить свою жизнь без неё, отгоняет камнями её любовников, ждёт её у окна, мигая выключателем лампы, бежит, рыдая, за машиной, на которой уезжает её мать. Вертится волчком вокруг оси, где ось, центр вселенной - мать, алкоголичка и шалава, вся жизненная философия которой сводится к крику: "Я молодая, б..., я жить хочу, б...!". А матери она не нужна, мать даже не против, чтобы девочку сбил поезд: она орёт на мента, который нашёл дочь на путях. Потом мать оставляет девочку на вокзале, а сама катит на юг. Девочку берёт к себе тётка. Мать снова возвращается через семь лет, опустившаяся и покалеченная, с новоприобретёнными привычками (лающим голосом передразнивает дочь, выкрикивая окончания фраз, которые произносит девочка (актриса Вероника Лысакова)...

Не буду рассказывать чем закончился фильм, вдруг кто-то его не видел и захочет посмотреть. Ясно только одно - эта история ничем хорошим закончиться не может. У меня, пока я его смотрела, в голове крутились два варианта развязки. Первый: девочка прозревает и отталкивает (убивает - мерещилось мне) свою непутёвую мамашу. Второй: мать внезапно понимает, что дочь, единственный человек, который её любит и никогда не предаст (наивная я :). А Сигарев просто, как в жизни, не даёт матери шанса, ведь и жизнь не всегда предоставляет вторую попытку. 

В общем, мой вердикт: "Волчок" - один из лучших российских фильмов последних лет. Я отдаю ему  второе место (на первое место я бы поставила фильм Виталия Манского "Девственность"). Не знаю, правда, захочу ли я снова пересматривать Волчка... Он оставляет тягостное чувство.
P.S: кстати, в основу фильма легла реальная история актрисы Яны Трояновой, исполнительницы роли матери.

2 комментария:

Александр Кувшинников комментирует...

Спасибо за такой замечательный кинообзор! Как раз ломал голову по поводу просмотра какого-нибудь интресного и, наровне с этим, серьезного фильма! Возьму на заметку и обязательно посмотрю!
Тоже, как и Вы, не очень люблю "Закрытый показ"!:)

Unknown комментирует...

Пожалуйста, рада, что смогла помочь :) Что же касается Закрытого показа, то его-то как раз я смотреть люблю. Я не люблю манеру ведения передачи Гордона - он пытается навязать свою точку зрения и всегда подыгрывает одной из сторон.

Отправить комментарий